Лошадь. Талисман в фен шуй лошадь Черная лошадь символ чего


Лошадь (Конь) Имеет двойственное значение. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила - боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть . Лошадь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет , динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Она обладает инстинктивной чуткой звериной натурой, магическими силами обожествления и символизирует ветер и морские волны . Появляется в изображениях богов плодородия и Ванира. На ней может скакать дьявол, и тогда она становится фаллической. Если всадник - Дикий Охотник и Эрл-Король, она означает смерть. Крылатый конь - это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, непорочность, жизнь и свет; им правят герои. В более позднее время конь заменил быка в жертвоприношениях. Оба они олицетворяют богов Неба и плодородия, мужскую силу, а также хтонические силы. Белый конь океана имеет отношение как к принципу воды, так и к принципу огня. Лев, убивающий быка или коня, означает Солнце, иссушающее влагу и туман . Черный конь - знак похорон. Предвещает смерть и символизирует хаос. Появляется в период двенадцати дней хаоса между старым и новым годом. Жертва октябрьского коня означает смерть смерти. В буддизме конь - нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь Туча является одним из образов Авалокитешвары или Гуань-Иня. Будда покинул дом на белом коне. В китайском буддизме крылатый конь носит на спине Книгу Закона. У кельтов конь - атрибут или образ богов-лошадей, таких как Эпона, Великая Лошадь, богиня-кобыла, Мебд из Тара и Мача из Ольстера, защитница лошадей как хтонических божеств и сил смерти. Конь может также быть солярным символом как знак мужества, плодородия; кроме того, он психопомп и посланник богов. В китайской мифологии лошадь - Небеса , огонь , ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. Конь - один из семи символических животных Двенадцати Земных Ветвей. Его копыто (не подкова) приносит удачу. Когда космический конь является солярным, его противопоставляют земной корове, но, появившись с драконом, символизирующим Небеса, конь олицетворяет землю. Крылатый конь, несущий на своей спине Книгу Закона, - знак удачи и богатства. В брачном символизме конь означает скорость и сопровождает жениха, льва сильного, невесту сопровождают цветы . Конь - типичный символ плодородия и мощной власти. В христианстве конь - это Солнце, смелость, благородство. Позднее, в эпоху Возрождения, он стал символизировать похоть. В катакомбных изображениях конь означал быстрый бег времени. Четыре коня Апокалипсиса - это война , смерть, голод и эпидемия. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони - эмблема святого Ипполита. Достойно внимания то, что конь совершенно отсутствует в египетском символизме. У греков белые кони несут солнечную колесницу Феба и, будучи принципом влажности, связаны с Посейдоном как богом моря, землетрясений и родников. Посейдон может появляться в виде коня. Диоскуры скачут на белых конях. Пегас означает переход от одного уровня к другому, он несет молнию Зевса. Кентавры часто появляются в обрядах, посвященных Дионису. В индуизме конь - телесный корабль , а всадник - это дух. Кобыла Ману - обожествленная земля. Белый конь Калки является последней инкарнацией или средством передвижения Вишну, когда он появляется в десятый раз, неся мир и спасение миру. Варуна, космический конь, рожден от вод. Гандхарвы, люди-кони, представляют собой комбинацию природной плодовитости и абстрактного мышления, интеллекта и музыки. Конь - страж Юга. В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Колесница Мага запряжена четверкой боевых коней, символизирующих четыре элемента и их богов. В исламе конь - счастье и богатство. В японской мифологии белая лошадь - средство передвижения либо форма проявления Бато Кваннон, соответствующей индийскому буддийкому Авалокитешваре и китайскому Гуань-иню, богини милости и Великой Матери. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо с фигурой лошади в ее короне. Черная лошадь является атрибутом бога дождя. В митраизме белые кони несут колесницу Митры как бога Солнца. У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней - защитницей, лошадей. Она являлась также погребальным божеством. Диоскуры скачут на белых конях. Конь - атрибут Дианы-охотницы. В скандинавской и тевтонской мифологии лошадь посвящена Одину (Водану), который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Конь появляется в сопровождении Ванира как бога полей, лесов, Солнца и дождя. Тучи - это боевые кони Валькирий. В шаманской традиции конь - это психопомп; означает переход из этого мира в другой. Кроме того, он ассоциируется с жертвоприношением и является жертвенным животным в Сибири и на Алтае. Шкура и голова коня имеют ритуальное значение. Шкура, подобно золотому руну, несет символизм жира, а голова содержит жизненный принцип. В шумеро-семитской мифологии колесница бога Солнца Мардука была запряжена четверкой коней. Конская голова была эмблемой Карфагена. Крылатый конь появляется на ассирийских баральефах и карфагенских монетах. В даосизме конь - атрибут Чанг Куо, одного из восьми бессмертных даосских гениев. См. также жеребец .

Словарь символов . 2000 .

Смотреть что такое "Лошадь (Конь)" в других словарях:

    - (верховая, выезженная, вьючная, доброезжая, упряжная), конь (битюк, рысак, скакун, коренник (коренная), пристяжная; жеребец, жеребенок, кляча, кобыла, мерин, пони, иноходец), буцефал, пегас, россинант; одер. Подобранная пара или тройка лошадей… … Словарь синонимов

    лошадь - ЛОШАДЬ, конь, рысак, скакун, ирон. росинант, трад. поэт. сивка бурка, устар. буцефал, разг. лошаденка, разг., пренебр. кляча, разг. коняшка, разг. одер, разг. саврас и разг. савраска, разг. сивка и разг. сивко, разг. сниж. коняга и разг. сниж … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. (греч. ἵππος) лошадь, конь. В Апокалипсисе: Конь рыжий образ… … Словарь церковнославянского языка

    Муж., ·стар. комонь, славянское. клюся, ·стар., араб. фарь; лошадь; лошадь добрая, не кляча: на юге, сев. и в сиб. редко говорят лошадь: жеребец или мерин, не кобыла; особ. верховая лошадь. Кляча воду возит, лошадь пашет, конь под седлом.… … Толковый словарь Даля

    Лошадь домашняя Лошадь домашняя (Equus caballus) Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия

    Лошадь домашняя Лошадь домашняя (Equus ferus caballus) Научная классификация … Википедия

    См … Словарь синонимов

    Жен. лошадка, дочка, душка; лошаденка, ночка; лошадища; вообще конь; особ. не жеребец и не кобыла, мерин. По употребленью бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, дышельная, выносная (подседельная и подручная). Он… … Толковый словарь Даля

    КОНЬ, коня, мн. кони, коней и (обл.) коней, муж. 1. То же, что лошадь (торж., поэт., воен. и обл.). Герой изображен верхом на коне. Седлать коней. «Ретив и смирен верный конь.» Пушкин. «Лай собак да коней ржанье.» Пушкин. «На санях, на конях… … Толковый словарь Ушакова

    - (в древности также комонь): Содержание 1 Животное 2 Астрономия 3 Спорт 4 Архитектура … Википедия

Книги

  • Конь, всадник, инструктор: как понять друг друга? , Кротова Ксения Викторовна. Это - путеводитель по миру Лошади и самоучитель лошадиного языка. Здесь просто и понятно рассказано, о чем думает лошадь, как она воспринимает окружающий мир и нас втом числе. Что она…
  • Конь всадник инструктор Как понять друг друга Теория и практика верховой езды Для инструкторов и начинающих всадников , Кротова К.. Это - путеводитель по миру Лошади и самоучитель лошадиного языка. Здесь просто и понятно рассказано, о чем думает лошадь, как она воспринимает окружающий мир и нас втом числе. Что она…

ЛОШАДЬ - символ скорости, грации, а также мужества и вожделения. Как символ ветра.


Когда христиане еще таились в катакомбах, лошадь символизировала мимолетность жизни, а затем в христианском искусстве лошадь стала эмблемой благородства. В христианской традиции лошадь входит основным элементом в символ единорога, являясь одновременно эмблемой статности, красоты, грациозности, мужества и благородства. Но с другой стороны, атрибутивные знаки дьявола традиционно передаются через лошадиную гриву и зубы.

В христианстве конь - это Солнце, смелость, благородство. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони - эмблема святого Ипполита.


Кельты были прирожденными всадниками, любили изображать лошадей, посвященных богиням плодородия Эпоне и Махе.

Но в кельтской мифологии символ лошади неоднозначен. С одной стороны лошадь имела солнечную символику, а с другой ассоциировалась с путешествием в потусторонний мир.

А так же в мифологических представлениях кельтов лошадь связана с идеей верховной власти. В средневековой Ирландии при вступлении на трон королей Улада, существовал дикий обряд. Король публично совокуплялся с кобылой, которую затем убивали и варили, в этом бульоне король купался, а затем вместе с народом съедал мясо лошади.

В китайском гороскопе Лошадь - знак элегантности и рвения. Считается наиболее практичным и логически мыслящим из всех символов, поэтому она стала знаком политиков. У лошади сильная воля, она трудолюбива, великодушна, красива, общительна, надежна, энергична, но также страдает самовлюбленностью и нетерпеливостью. Родившиеся в год Лошади - натуры глубоко романтичные и преданные.

Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного духа. Присущ ей и дар прорицания: город Карфаген был построен по предсказанию оракула там, где была найдена лошадиная голова.

Лошадь является атрибутом одной из персонифицированных сторон света - Европы . Белая лошадь была на штандартах древних саксов, являясь символом Ганноверского королевского дома. Во времена правления первых двух королей Англии из Ганноверской династии - Георга I (1714-1727) и Георга II (1727-1760) - "Белая лошадь" сопровождала "королевский дуб" Стюартов на многих вывесках пивных.

Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с солнечными богами (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук), впряженная в их колесницы.

Крылатый конь (Пегас) - это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои.

Крылатый конь Пегас был сыном Посейдона и Медузы. Ударом копыта он открывает новый ключ на Геликоне - «лошадиный источник», Гиппокрену. Белые кони несут солнечную колесницу Феба-Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, Диоскуры скачут на белых конях.

Конь - психопомп и посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).

Не случайной является масть коня . В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей . На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность - везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый.

Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне»; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

В коми-пермяцкой традиции кони являются держателями земли: «На трёх конях земля держится: черном (вороном), красном и белом. Когда чёрный конь держит - на земле голод и мор, когда белый - на земле сплошные войны и смерти, когда красный - царит мир, спокойствие и благополучие».

Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал - «жертвоприношение коня», ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера - конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

Конь является воплощением бога Агни . Он - бог огня, посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.

Ашвины («обладающие конями» или «рожденные от коня») - божественные близнецы ведийской мифологии, солярные божества. Подчеркивается их роль божественных целителей. Они - «всезнающие», «божественные врачи» - помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, возвращают жизнь умершим.

В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Одна из самых красочных легенд повествует о битве Тиштрии, олицетворяющего Сириус, и демона засухи Апаоши. Каждый год они вступают в единоборство на берегу моря. Тиштрия спускается с неба в виде белого златоухого коня. Там его встречает Апаоша - конь черный, облезлый, безобразный. От исхода их битвы зависело многое - дожди, плодородие, жизнь. Это общеиндоевропейский мифологический сюжет об освобождении мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником.

Единорог. Является одним из самых романтизированных образов и в различных культурах имеет различные названия, внешний вид и атрибуты. Одним из самых популярных воплощений единорога в современной западной культуре является белый конь с длинным, часто золотым рогом, растущим из лба.

Древняя Греция
Творцом, отцом или дарителем лошадей предстает Посейдон - бог моря, землетрясений и родников. В Греции Посейдона почитали с эпитетом Гиппий (Конный). Согласно преданию, влюбленный Посейдон преследовал Деметру, но та, избегая его, превратилась в кобылу. Тогда Посейдон сам превратился в коня и соединился с Деметрой, от этого брака родился Арион, божественный, умевший говорить конь.

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней - защитницей лошадей. Конь - атрибут Дианы-охотницы.

В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире.

Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою. Троянский принц Парис полюбил красавицу Елену, жену грека Менелая, похитил ее и увез в свое царство. В отместку Менелай собрал огромное греческое войско и приступил к осаде Трое, которая длилась десять лет. Наконец хитроумному Одиссею пришла в голову мысль о том, как перехитрить троянцев. Он предложил изготовить огромного деревянного коня и забраться во внутрь греческому войску, перед этим сделав вид, что оно отбыло на родину, а оставленный конь - дар богам. Троянцы поверили, открыли ворота и затащили в город коня. Греки выбрались из него и захватили город. С тех пор выражение "троянский конь" является нарицательным названием, что означает "хитрость, уловка".

Тучи - это боевые кони Валькирий.

Четыре коня Апокалипсиса - это война, смерть, голод и эпидемия.

Рыцарство
«Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг.» (Раймунд Луллий).

Во все века лошади ценились очень высоко, особенно боевые кони, верные товарищи суровых воинов и властных вождей. Заслуги преданных животных не оставались без награды: Александр Македонский основал в честь своего павшего в бою любимца город Букефалию; впавший в «кесарево безумие» римский император Калигула сделал коня сенатором; а трагический злодей Ричард III, если верить Шекспиру, в финале битвы при Босворте предлагал за коня корону.

Лошадь - динамичный символ бурлящих жизненных сил и скорости, воплощение природной грации и красоты. Дикая лошадь, летящая в бешеном галопе с развевающейся гривой, - олицетворение грозного буйства стихий: бури, ураганного ветра, ревущего пламени, вздымающихся морских валов. Объезженная лошадь со всадником на спине - символ власти, а конь с перевернутым седлом, с обрезанными хвостом и гривой - эмблема траура по безвременно скончавшемуся седоку.

Символика лошади во многом определяется и ее мастью. Белая лошадь - замечательный символ жизни, дневного света, духовного просветления, победы и триумфа; рыжая лошадь - олицетворение бушующего пламени («конь - огонь»); а черная (вороная) - зловещее воплощение ночного мрака, нечистой силы и самой Смерти.

В мифологии древних народов можно легко обнаружить следы и приметить гордую поступь множества удивительных коней. Арейон, божественный конь из греческой мифологии, рожденный от связи Посейдона и Деметры, умел говорить по-человечески. В горной Аркадии Арейона почитали как бога, а в городе Тельпуса чеканили монеты с его изображением. В скандинавской мифологии быстрый как ветер Слейпнир («Скользящий»), восьминогий конь верховного бога Одина, являлся романтическим олицетворением восьми ветров. В образе прекрасного коня предстает в литовской мифологии Усиньш - божественный покровитель домашних лошадей. Он заботится о лошадях, охраняет их, а в тот момент, когда хозяин входит в конюшню, Усиньш мгновенно перевоплощается в лучшего из коней.

Чудесные крылатые кони, увлекающие солнечные колесницы богов в античной, вавилонской, иранской, индийской и скандинавской мифологии, - духовные символы солнечной энергии. Самый известный крылатый конь из греческих мифов, белоснежный Пегас, появился на свет из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. Взлетая на Олимп, он доставлял Зевсу громы и молнии. На горе муз, Геликоне, Пегас выбил копытом волшебный конский источник Иппокрену, вследствие чего сделался поэтическим символом вдохновения и эмблемой поэтов: считалось, что наиболее талантливых из них Пегас возносит на вершину Парнаса, в обитель муз.

В мифологии и героическом эпосе наделенные чудесными способностями кони верой и правдой служат легендарным героям, помогая им свершать удивительные подвиги. С помощью того же Пегаса великий греческий герой Беллеро-фонт одолел грозных ликийцев, победил воинственных амазонок и убил чудовищную огнедышащую Химеру. Рахш («Гром»), могучий конь легендарного иранского витязя Рустама, в бою сражался вместе с хозяином: он откусывал врагам головы и насмерть разил их ударами копыт. Волшебные коньки из русского фольклора, Сивка-Бурка и Конек-Горбунок, помогали своим героям не только делом, но и мудрым советом.

Обзавестись таким замечательным помощником совсем не просто: часто герой должен не только раздобыть или поймать благородное животное, но и суметь его укротить, заставить служить себе. О том, на сколько это трудная задача, можно получить представление хотя бы из армянского эпоса «Давид Сасунский», где описан чудесный конь Куркик Джалали. Герою Са-насару пришлось спуститься за ним на морское дно, а, оседлав, ухитриться уцелеть, поскольку непокорный конь всеми силами пытался отделаться от седока: сначала он вознес героя почти к самому солнцу, надеясь его сжечь, но ловкий Санасар спрятался от жгучих лучей под брюхом коня; затем бросился в глубокое ущелье, собираясь раздавить всадника, но тог мгновенно вскарабкался на спину коня. Только в тот момент, когда Куркик Джалали окончательно выбился из сил, он покорился герою и вскоре стал его верным другом, советником и помощником.

Не все мифические кони хороши, некоторые из них смертельно опасны для всадника. В первую очередь это относится, конечно, к черным лошадям-оборотням, так как именно их облик любят принимать черти, гоблины и прочая нечисть. Такому дьявольскому созданию ничего не стоит сбросить своего седока в пропасть или попросту загрызть его. Впрочем, разоблачить коня-оборотня несложно, стоит лишь внимательно присмотреться к нему: зубы у него волчьи, а глаза горят адским огнем.

С чудовищными конями, питавшимися человеческим мясом, пришлось иметь дело непревзойденному Гераклу.
Хотя ему и удалось увести опасных коней царя Диомеда (8-й подвиг Геракла), свирепые существа все же взяли с героя свою кровавую дань, растерзав друга Геракла, Абдера.
Жителей великой Трои, по версии Гомера, погубил гигантский деревянный конь - символ опасных даров данайцев. Согласно древнерусской легенде, основатель Киевской Руси Вещий Олег тоже погиб из-за коня, правда, в данном случае конский череп явился аллегорией фатума, судьбы, зловещего рока, от которого не уйти.

К мифическим коням некоторым образом относятся и кентавры, изображавшиеся обычно с лошадиным туловищем, но с человеческими торсом и головой. Греческие мифы называют прародителями кентавров дерзкого царя лапифов Иксио-на и богиню облаков Нефелу, хотя вполне очевидно, что образ получеловека-полуконя зародился в сознании древних людей, впервые увидевших всадника.
Кентавр - малопривлекательный символ наглогоу похотливого, полупьяного дикаря, одержимого своими низменными инстинктами. С этими буйными существами сражались некоторые легендарные герои Эллады. Геракл убил кентавра Нес-са, попытавшегося овладеть его супругой Деянирой, но месть злобного полуконя и после его смерти настигла величайшего героя Греции: он скончался в страшных мучениях, когда облачился в тунику, пропитанную ядовитой кровью Несса.

Справедливости ради надо отметить, что и среди кентавров попадались добродетельные существа. Мудрый кентавр Хи-рон был воспитателем Ахилла, Ясона, Феникса и других греческих героев, а дружелюбный человекоконь Фол, случайно раненный отравленной стрелой Геракла, после смерти был вознесен богами на небо и превращен в созвездие Стрельца. Кентавры из древнеиндийских мифов, именуемые в Ведах гандхарвами, и вовсе выглядят идеальными воплощениями физической силы и интеллекта.

В религии из божественных коней при желании можно было бы составить целый табун. Из этой массы особенно выделяются несколько колоритных фигур. Наиболее грозным выглядит ассирийский бог Анаме-лех, изображавшийся в образе коня, которому приносились кровавые человеческие жертвы, а самым курьезным - индейский лошадиный бог Цимин Чак, чьим прототипом явился реальный боевой конь жестокого испанского конкистадора Кортеса, завоевателя Мексики. Однажды конь Кортеса повредил в походе ногу, и испанец оставил захромавшее животное на попечение правителя города Тайясала. Наивные ацтеки, принимавшие Кортеса за самого бога Ке-цалькоатля, поместили его коня в храм и служили невиданному ими дотоле существу с превеликим усердием, пытаясь откормить его... отборными кусками мяса. От такой «заботы» бедное животное вскоре околело с голоду. Устрашившийся мести богов злосчастный правитель города повелел жрецам изготовить каменное изваяние коня, с тем, чтобы вымолить у него прощение. Каменного идола жрецы нарекли Цимин Чаком. Самое любопытное в этой истории то, что даже спустя несколько веков, когда местные индейцы и думать забыли о Кортесе, они продолжали усердно поклоняться его каменному коню Цимин Чаку, как великому богу.

Божественным ореолом святости большинство народов мира окружили коней белой масти. Белоснежного красавца, содержавшегося при храме Святовита, прибалтийские славяне использовали для получения предсказаний в особо важных случаях. Сам процесс гадания не отличался большой замысловатостью: если конь выступал из храма с правой ноги, это расценивалось как счастливое предзнаменование, а если с левой - соответственно, наоборот. Монголо-татарское войско в походе всегда сопровождал священный белый конь, рысивший налегке, но никому и в голову не могло прийти оседлать его, ибо монголы верили, что на этом коне незримо скачет сам воинственный бог Сульде, дарующий им победу за победой.
В исламе белый конь является символом счастья и знаком пророка Мухаммеда; в индуизме - последним воплощением Вишну; а в буддизме - эмблемой самого Будды, якобы покинувшего этот мир верхом на белой лошади. Что же касается христианства, то в этой религии отношение к прекрасному животному противоречивое. Христос на белом коне возвещает триумф веры, но в Апокалипсисе Иоанна Богослова Конь Бледный выглядит как зловещая аллегория Смерти.

В иконографии верхом на коне изображались некоторые святые: Губерт, Ев-стафий Плакида, Мартин Турский, а также один из наиболее почитаемых в право-славии великомучеников - Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Однако для св. Ипполита, подвергнутого четвертованию, лошади явились орудиями казни.

Нашлось место в христианской иконографии и для мифических кентавров, олицетворяющих здесь греховные страсти, похоть, прелюбодеяние и ересь.

В изобразительном искусстве стремительный бег диких лошадей запечатлен на стенах первобытных пещер еще доисторическими художниками. Изображения шумерских, египетских, хеттских, ассирийских, персидских, индийских и греческих боевых колесниц, запряженных парами, тройками или четверками лошадей, дошли до нас из Древнего мира в большом количестве. На полотнах эпохи Возрождения белые кони мчат колесницы солнечных богов, а черные лошади везут повозки мрачных богов подземного мира и аллегорических фигур Ночи и Смерти.

В длинном ряду аллегорических персонажей средневековой и ренессансной живописи немало конных. Гордыня, один из семи смертных грехов, изображалась иногда в образе всадника, сброшенного конем. Военное превосходство персонифицированной Европы над прочими частями света тоже запечатлено в облике вооруженного воина на коне. В бешеном галопе летят четыре всадника Апокалипсиса на гравюре Альбрехта Дюрера - аллегория неумолимо надвигающихся на человечество ужасных бедствий: неправедного суда, войны, голода и смерти.

В белой магии многих языческих народов, в том числе и у древних славян, конь рассматривался как светлый символ добра и счастья, как могущественный природный оберег, способный отгонять злых духов. Именно поэтому у многих племен Европы в период раннего Средневековья бытовала традиция увенчивать жилища конскими черепами, вполне заменявшими, по их мнению, самих животных. Позднее ту же охранительную функцию выполняли украшавшие крыши фигуры деревянных коньков. Сильнейшим талисманом, символом удачи и лучшим средством от дурного глаза признавалась и лошадиная подкова, чью магию еще усиливала защитная форма полумесяца.

В западноевропейской геральдике конь символизирует храбрость, силу, быстроту и ловкость. Геральдический конь изображается только в профиль, хотя эта эмблема имеет несколько вариаций: конь может быть оседланным, диким (без седла и узды) или бешеным (взвившимся на дыбы). Допускается и неполное изображение фигуры коня.

Эмблему дикого коня, как символ освоения прерий, можно видеть в ряде американских гербов, а также в государственных гербах Венесуэлы и Уругвая. В гербе Нижней Саксонии изображен легендарный ганноверский конь Заксенросс.

В российской областной и городской геральдике эмблема коня отличается живописным разнообразием. В гербе столицы России изображен св. Георгий Победоносец на коне, отождествляемый с основателем Москвы князем Юрием Дол-горуким. В гербе губернского города Томска скачущий в зеленом поле дикий белый конь символизирует освоение бескрайних просторов Сибири, а в гербе Ко-логрива серебряная голова коня с густой гривой является лишенной символики «говорящей» эмблемой. Весьма разнообразны и геральдические эмблемы российских дворян: в гербовом поле Скорняко-вых присутствует лишь половина серебряного коня; в гербе Арсеньевых сияет золотая подкова; а в гербе Головиных красуется серебряный кентавр.

Животные всегда играли в жизни людей огромную роль. Они угрожали человеку как враги и становились его лучшими друзьями. Они давали пищу, охраняли, защищали от опасностей и холода, помогали жить и работать. Поэтому образы животных в культуре и искусстве появились очень рано, еще в те времена, когда древнейшие племена вели трудное существование в пещерах.

На стенах импровизированных природных жилищ появились известные всем наскальные рисунки древних художников, которые изображали разных животных и связанные с ними сцены быта. Такие картины имели в первую очередь ритуальный характер.

Из этого следует, что свое мистическое значение образы животных приобрели еще в те времена, когда человек непосредственно зависел от природы, не отделял себя от нее. Племена собирателей и охотников каменного века еще во времена раннего палеолита считали животных своими родоначальниками, сочиняли легенды о необычных свойствах тех или иных зверей. Они верили в их чудесное влияние на собственную жизнь.

Позже стали появляться родовые тотемы, в которых заключался сакральный символический и религиозный смысл. Например, древние айны таким тотемом считали медведя, который, по их мнению, был прародителем людей и многому их научил. Североамериканские индейцы каждый свой род вели от диких животных и птиц (бизонов, ягуаров, волков, воронов и т.д.) которые, по поверьям, давали каждому новому члену родовой семьи волшебную частичку своего духа.

Обычно людьми обожествлялись животные, внушающие к себе особое уважение или страх, а также сильно влияющие на благополучие людей. Например, охотники делали своими тотемами сильных и свирепых зверей или тех, кого считали наделенными мудростью, ловкостью, умением выживать. Скотоводы видели мистические свойства в коровах и быках, оленях, лошадях, овцах, козах. Представители земледельческих культур - в тягловой скотине.

Когда культура усложнилась, а человек окончательно выделил себя из природы и почувствовал, что он - венец творения, изменились и его боги. Внешне они стали подобны ему самому. Но и в этих поздних верованиях двойниками человекоподобных богов продолжали оставаться животные. Так, тотемами древнегреческого Зевса были бык, орел и лебедь, египетского Гора - сокол, индийского Ганеши - слон, славянского Велеса - змей и волк и так далее. Особенно интересными в древних мифологиях представлены образы животных, которые считались одинаково тесно связанными с верхним и нижним мирами.

Особенно интересными в древних мифологиях представлены образы животных, которые считались одинаково тесно связанными с верхним и нижним мирами.

Конь

В мировой мифологической традиции он описывается весьма неоднозначно и одинаково часто связывается как с жизнью, так и со смертью, как со светлыми, так и с темными силами. Конь встречается в фольклоре и религиях большинства народов. Ведь значение этого животного в человеческой культуре нельзя переоценить. Лошади помогали людям быстро преодолевать расстояния, были тягловой силой, использовались в сельском хозяйстве и военном деле, давали мясо, молоко, конский волос и шкуру.

В легендах и мифах они также наделяются множеством разнообразных свойств и функций. Кони традиционно связывались с плодородием и плодовитостью, магией и колдовством, ясновидением, трудолюбием и выносливостью, интеллектом и мудростью, победой и героизмом. При этом их же отождествляли с похотью, глупостью и упрямством, смертью и жестокостью, пугливостью, эгоизмом.

Конь часто являл собой космический солярный символ, так как считалось, что солнце - это небесный огненный скакун. Поэтому он становится животным таких богов, как Гелиос, Митра, Ра. При этом он же - лунное, ночное существо богов Посейдона, Исиды, Дианы. Как огненное создание, он связан с ведийским Агни. Китайцы же видели в нем олицетворение неба.


Античные источники упоминают лошадей очень часто. Прежде всего, они были тотемами многих богов. С конем ассоциировались морские повелители - Посейдон (Нептун) и его супруга Андромеда, которые имели целые подводные табуны этих животных и сами в них охотно превращались. Они же дали коней людям, поэтому их называют «дарителями лошадей». На колеснице, запряженной водяными конями, прибывал на олимп и сам древний титан Океан.

Огненный Гелиос - само солнце - каждый день выезжал на своей колеснице на небо, и дарил людям свет. Мудрость в мир принес бессмертный кентавр Хирон, а вдохновение - крылатый конь Пегас. Однако черные кони принадлежали и другому брату Зевса - мрачному Аиду и, соответственно, назывались адскими. Много горя причинили людям кони-людоеды фракийского царя Диомеда, пока их всех не истребил Геракл. Пегас же был одновременно и тем, кто убил великого героя Греции Беллерофонта, истребителя страшного чудовища Химеры.

Великолепные наездники кельты очень любили и ценили лошадей. В их мифологии множество богов связаны с этими животными: Эпона (ее называли богиней-кобылой и Великой Лошадью), волшебница Мебд и ольстерская Мача.

В Галлии кельты поклонялись Диане Плодородной, символом которой была кобыла. Солнце кельтские друиды представляли в виде молодого жеребца, скачущего по небу. Но при этом лошадь у кельтов была и знаком смерти. Считалось, что она провожает умерших в мир мертвых: это перевозчица душ и обязательный участник погребальных культов.

Христианская символическая трактовка лошади развивает сложившиеся традиции. Возможно, наиболее известными примерами являются библейские кони Георгия Победоносца и всадников Апокалипсиса. На иконах и других живописных изображениях Георгий, пронзающий копьем змея, пишется сидящим на белом или огненном коне. Белая масть лошади в верованиях всегда связывалась со всем потусторонним и с чистотой. Только белых коней приносили в жертву богам в Элладе и Риме. На белоснежных скакунах разъезжали светлые боги.

Белый конь Георгия - это символ божественного света и христианской веры. Огненная масть связывается с изначальным мифологическим статусом коня как животного, принадлежащего стихии огня и солнца. Всадники Апокалипсиса выезжают в мир на конях разного цвета: белого (наездник несет в мир разные эпидемии), рыжего (всадник олицетворяет войну), вороного (голод) и бледного (смерть). Здесь белый цвет - это традиционная масть потустороннего коня, рыжий - цвет ярости и крови, вороной - ада, а конь бледный (то есть полупрозрачный, похожий на тень) имеет признаки инфернального существа. Если скакун Георгия представляет собой силу добра, то кони Апокалипсиса есть порождение власти Антихриста.

В мировом фольклоре образ коня встречается очень часто. Героические поэмы всех народов повествуют о великих храбрецах, которым помогали достойные скакуны. Например, лошади русских богатырей - это образцы необыкновенной преданности и стойкости. Они помогают своим хозяевам совершать великие подвиги. В сказках волшебные кони (Сивка-Бурка, Конек Горбунок и пр.) нередко дают возможность героям достичь практически невозможного: изловить Жар-Птицу, добыть молодильные яблоки, найти Живую и Мертвую воду и, конечно, - украсть прекрасную царевну.


Наиболее сложно и разнопланово образ коня представлен в античной, кельтской и христианской культурах.

В средневековой культуре образ коня также связан с романтической идеей рыцарства и мистическим явлением - единорогом.

В рыцарской традиции конь символизирует благородство и возвышенные помыслы.

А единорог - это знак мудрости, чуда и чистоты.

Еще один пример сложнейшего мифологического образа животного - кот

Коты и кошки считались священными существами у разных народов. Этот дикий и свободолюбивый хищный зверь был приручен человеком сравнительно поздно. Больше всего он ценился у земледельческих этносов, так как благодаря кошкам можно было защитить собранный урожай от грызунов. Пиететно относились к кошкам и древние мореплаватели (например, финикийцы), которые всегда держали хвостатых крысоловок на судах, чтобы не лишиться запасов пищи в дальних плаваниях.

Практически во всех традициях кошки связывались с хитростью, способностью к перевоплощениям, ясновидением, сообразительностью, внимательностью, чувственной красотой и женским коварством. Они символизировали одновременно силу, негу и изящество, ассоциировались одновременно с удачами и несчастьем.

У большинства народов образ кота был мистифицированным. Наиболее ярко это проявилось в Древнем Египте. Одной из почитаемых египетских богинь была Бастет (Баст), которая представлялась в виде черной кошки или женщины с кошачьей головой. В ее центральном храме в Бубастисе жило огромное количество священных кошек. После смерти их мумифицировали и хоронили на специальном кладбище в саркофагах.

Простых домашних любимцев египтяне тоже любили и почитали, ведь кошка считалась защитницей от болезней и злых сил, подательницей добра и удачи, она обеспечивала плодородие и рождение здоровых детей. После кончины кошки ее хозяева сбривали себе брови и погружались в траур. Тело животного подвергали мумификации и хоронили в ящике вместе с любимыми вещами и мумиями мышей. Некоторые из таких найденных ящиков даже были украшены золотом и драгоценными камнями. Если кто-либо даже случайно убивал кошку, его приговаривали к смерти.


Другие народы древности тоже относились к котам как к особенным, божественным существам.

В Скандинавии верили, что богиня любви и красоты Фрейя ездит на колеснице, запряженной кошками.

Древнеримская богиня свободы Либертас изображалась рядом с лежащей кошкой, кроме того котов в Риме считали домашними гениями-хранителями.

В Тибете и Индии котов почитали как вещих животных, способных предсказывать будущее.

Имеет двойственное значение. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила - боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть. Лошадь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Она обладает инстинктивной чуткой звериной натурой, магическими силами обожествления и символизирует ветер и морские волны. Появляется в изображениях богов плодородия и Ванира. На ней может скакать дьявол, и тогда она становится фаллической. Если всадник - Дикий Охотник и Эрл-Король, она означает смерть. Крылатый конь - это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, непорочность, жизнь и свет; им правят герои. В более позднее время конь заменил быка в жертвоприношениях. Оба они олицетворяют богов Неба и плодородия, мужскую силу, а также хтонические силы. Белый конь океана имеет отношение как к принципу воды, так и к принципу огня. Лев, убивающий быка или коня, означает Солнце, иссушающее влагу и туман. Черный конь - знак похорон. Предвещает смерть и символизирует хаос. Появляется в период двенадцати дней хаоса между старым и новым годом. Жертва октябрьского коня означает смерть смерти. В буддизме конь - нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь Туча является одним из образов Авалокитешвары или Гуань-Иня. Будда покинул дом на белом коне. В китайском буддизме крылатый конь носит на спине Книгу Закона. У кельтов конь - атрибут или образ богов-лошадей, таких как Эпона, Великая Лошадь, богиня-кобыла, Мебд из Тара и Мача из Ольстера, защитница лошадей как хтонических божеств и сил смерти. Конь может также быть солярным символом как знак мужества, плодородия; кроме того, он психопомп и посланник богов. В китайской мифологии лошадь - Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. Конь - один из семи символических животных Двенадцати Земных Ветвей. Его копыто (не подкова) приносит удачу. Когда космический конь является солярным, его противопоставляют земной корове, но, появившись с драконом, символизирующим Небеса, конь олицетворяет землю. Крылатый конь, несущий на своей спине Книгу Закона, - знак удачи и богатства. В брачном символизме конь означает скорость и сопровождает жениха, льва сильного, невесту сопровождают цветы. Конь - типичный символ плодородия и мощной власти. В христианстве конь - это Солнце, смелость, благородство. Позднее, в эпоху Возрождения, он стал символизировать похоть. В катакомбных изображениях конь означал быстрый бег времени. Четыре коня Апокалипсиса - это война, смерть, голод и эпидемия. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони - эмблема святого Ипполита. Достойно внимания то, что конь совершенно отсутствует в египетском символизме. У греков белые кони несут солнечную колесницу Феба и, будучи принципом влажности, связаны с Посейдоном как богом моря, землетрясений и родников. Посейдон может появляться в виде коня. Диоскуры скачут на белых конях. Пегас означает переход от одного уровня к другому, он несет молнию Зевса. Кентавры часто появляются в обрядах, посвященных Дионису. В индуизме конь - телесный корабль, а всадник - это дух. Кобыла Ману - обожествленная земля. Белый конь Калки является последней инкарнацией или средством передвижения Вишну, когда он появляется в десятый раз, неся мир и спасение миру. Варуна, космический конь, рожден от вод. Гандхарвы, люди-кони, представляют собой комбинацию природной плодовитости и абстрактного мышления, интеллекта и музыки. Конь - страж Юга. В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Колесница Мага запряжена четверкой боевых коней, символизирующих четыре элемента и их богов. В исламе конь - счастье и богатство. В японской мифологии белая лошадь - средство передвижения либо форма проявления Бато Кваннон, соответствующей индийскому буддийкому Авалокитешваре и китайскому Гуань-иню, богини милости и Великой Матери. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо с фигурой лошади в ее короне. Черная лошадь является атрибутом бога дождя. В митраизме белые кони несут колесницу Митры как бога Солнца. У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней - защитницей, лошадей. Она являлась также погребальным божеством. Диоскуры скачут на белых конях. Конь - атрибут Дианы-охотницы. В скандинавской и тевтонской мифологии лошадь посвящена Одину (Водану), который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Конь появляется в сопровождении Ванира как бога полей, лесов, Солнца и дождя. Тучи - это боевые кони Валькирий. В шаманской традиции конь - это психопомп; означает переход из этого мира в другой. Кроме того, он ассоциируется с жертвоприношением и является жертвенным животным в Сибири и на Алтае. Шкура и голова коня имеют ритуальное значение. Шкура, подобно золотому руну, несет символизм жира, а голова содержит жизненный принцип. В шумеро-семитской мифологии колесница бога Солнца Мардука была запряжена четверкой коней. Конская голова была эмблемой Карфагена. Крылатый конь появляется на ассирийских баральефах и карфагенских монетах. В даосизме конь - атрибут Чанг Куо, одного из восьми бессмертных даосских гениев. См. также жеребец.


Смотреть значение Лошадь (конь) в других словарях

Лошадь — конь
Словарь синонимов

Лошадь — ж. лошадка, -дочка, -душка; лошаденка, -ночка; лошадища; вообще конь; особ. не жеребец и не кобыла, мерин. По употребленью бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная,........
Толковый словарь Даля

Лошадь — лошади, мн. лошади, лошадей, твор. лошадьми, ж. (тюрк., ср. казах. - alasa). 1. Домашнее животное, ходящее в упряжи или под седлом. Рабочая лошадь. Верховая лошадь. Пара лошадей.........
Толковый словарь Ушакова

Конь — м. стар. комонь, славянское. клюся, стар. арабс. фарь; лошадь; лошадь добрая, не кляча: на юге, сев. и в Сиб. редко говорят лошадь: жеребец или мерин, не кобыла; особ. верховая........
Толковый словарь Даля

Конь — О быстром, горячем, непокорном коне, отличающемся скоростью в беге.
Бешеный, бодрый, борзый (устар. и нар.-поэт.), буйный (устар. поэт.), бурный (устар. поэт.), быстроногий,........
Словарь эпитетов

Лошадь — О быстроте, характере бега; о силе, физическом состоянии, о норове лошади.
Быстроногая, быстрая, выносливая, горячая, двужильная (разг.), доброезжая (устар.), загнанная,........
Словарь эпитетов

Конь — коня, мн. кони, коней и (обл.) коней, м. 1. То же, что лошадь (торж., поэт., воен. и обл.). Герой изображен верхом на коне. Седлать коней. Ретив и смирен верный конь. Пушкин. Лай........
Толковый словарь Ушакова

Конь — -я́; мн. ко́ни, -е́й; м.
1. В речи военных, в коннозаводческой практике, а также в поэтической речи: лошадь (обычно о самце). Боевой к. Ферма рысистых коней. * Что ты ржёшь,........
Толковый словарь Кузнецова

Лошадь — -и; мн. род. -е́й, тв. -дьми́ и -дя́ми; ж.
1. Крупное домашнее животное, используемое для перевозки людей, грузов и т.п. Рабочая л. Верховая л. Запрягать лошадей. Ломовая л.........
Толковый словарь Кузнецова

Конь — Общепринятой этимологии не имеет, возможно, восходит к той же основе, что и.

Лошадь — Еще один пример влияния тюркских языков (в одном из тюркских наречий алаша означало "мерин, конь"). В русском языке заимствованное лоша было дополнено суффиксом (ъдь),........
Этимологический словарь Крылова

Малый Конь — (Equuleus), небольшое созвездие в северной части неба. Самая яркая звезда его, Альфа, имеет звездную величину 3,9.
Научно-технический энциклопедический словарь

Бретонская Лошадь — тяжеловозная порода, выведена во Франции (Бретань),разводят там же. Животные среднего роста, выносливые и работоспособные.Использовалась при выведении торийской породы.

Булонская Лошадь — старейшая тяжеловозная порода, выведена и разводится воФранции (Булонь). Животные крупные, выносливые, неприхотливые иработоспособные.
Большой энциклопедический словарь

Бурятская Лошадь — верхово-упряжная местная, выведена и издавна разводитсяна территории Бурятии. Животные низкорослые, выносливые, неприхотливые,приспособлены к табунному содержанию........
Большой энциклопедический словарь

Воронежская Тяжелоупряжная Лошадь — местная, выведена и разводится вВоронежской обл. Животные крупные, выносливые, неприхотливые,работоспособные.
Большой энциклопедический словарь

Вятская Лошадь — легкоупряжная местная, выведена и издавна разводится натерритории северных лесных районов Российской Федерации. Животныенизкорослые, выносливые, неприхотливые. В........
Большой энциклопедический словарь

Жмудская Лошадь — упряжная местная. Выведена и издавна разводится натерритории Литвы. Животные низкорослые, скороспелые, выносливые,неприхотливые.
Большой энциклопедический словарь

Казахская Лошадь — верхово-вьючная и упряжная местная, выведена и издавнаразводится на территории Казахстана и прилегающих районов. Животныенизкорослые, неприхотливые, выносливые, работоспособные.........
Большой энциклопедический словарь

Карабахская Лошадь — верховая местная, выведена и издавна разводится вНагорном Карабахе. Животные среднего роста, гармоничного сложения,выносливы в длительных переходах.
Большой энциклопедический словарь

Киргизская Лошадь — верхово-вьючная местная, выведена и издавна разводитсяв горных районах Ср. Азии. Животные низкорослые, выносливые,неприхотливые, очень работоспособные, приспособлены........
Большой энциклопедический словарь

Конь — Федор Савельевич - русский зодчий 2-й пол. 16 в. Строитель стен ибашен Белого города в Москве (1585-93) и мощных крепостных стен Смоленска(1595-1602).
Большой энциклопедический словарь

Красная Горка И Серая Лошадь — форты на южном берегу Финского зал.,оборонявшие подступы к Петрограду с моря. Во время Гражданской войны 13июня 1919 на них произошло антибольшевистское восстание, ликвидированное16........
Большой энциклопедический словарь

Лошадь Пржевальского — непарнокопытное животное рода лошадей. Длина телаок. 2,3 м, высота в холке ок. 1,3 м. Открыта в 1878 в Центр. Азии Н. М.Пржевальским. Была широко распространена, но к кон. 19 в.........
Большой энциклопедический словарь

Малый Конь — (лат. Equuleus) - экваториальное созвездие.
Большой энциклопедический словарь

Монгольская Лошадь — верхово-вьючная и упряжная местная. Выведена ииздавна разводится на территории Монголии. Животные низкорослые,выносливые, неприхотливые, приспособлены к круглогодовому........
Большой энциклопедический словарь

Серая Лошадь — см. в ст. "Красная Горка" и ".
Большой энциклопедический словарь

Троянский Конь — по греческому преданию, огромный деревянный конь, вкотором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (см. Троянская война).Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его........
Большой энциклопедический словарь

Якутская Лошадь — верхово-вьючная и упряжная местная, выведена и издавнаразводится на территории Якутии. Животные низкорослые, долговечные,выносливые, неприхотливые, приспособлены........
Большой энциклопедический словарь

Лошадь Пржевальского — (Equus przewalskii), вид лошадей; иногда считают подвидом тарпана. Длина тела до 230 см, выc. в холке до 130 см, масса до 300 кг; самки мельче. Окраска тела палевая или красновато-жёлтая,........
Биологический энциклопедический словарь